Производители автомобилей предложили ограничить импорт иностранных автомобилей для физических лиц
Инициативы ОАР: необходимость усовершенствования утилизационного сбора против серого импорта
Объединение автопроизводителей России (ОАР) направило федеральному Минпромторгу обращение с предложением пересмотреть методику расчета утилизационного сбора на автомобили. Это необходимо для борьбы с «серым» импортом, который происходит через регистрацию на физических лиц. ОАР объединяет таких автопроизводителей, как АВТОВАЗ, Группа ГАЗ, КАМАЗ и другие.
Согласно данным, предоставленным Интерфакс, обращение, адресованное министру Алиханову, отмечает, что необходимость изменений обоснована устареванием постановления правительства №1291 от декабря 2013 года. Автопроизводители предлагают пересмотреть привязку утилизационного сбора с объема двигателя на мощность. В свете того, что современные легковушки часто оснащаются мощными моторами с меньшим объемом, это предложение становится особенно актуальным.
В обращении указаны примеры, подтверждающие данную проблему: утилизационный сбор для автомобилей с небольшим объемом может быть одинаковым для моделей разных ценовых категорий. Так, бюджетный Changan Alsvin с ценой 1,85 миллиона рублей, облагается утильсбором в 677,4 тысячи рублей. Эта же сумма применяется для BMW Х3, стоимость которого составляет 8 миллионов рублей, и Aito M9 с ценой 10 миллионов рублей.
Таким образом, действующая система утратило социальную дифференциацию: налоговые ставки для бюджетных и люксовых автомобилей стали схожими. ОАР дополнительно выражает обеспокоенность влиянием льготных ставок утилизационного сбора для физических лиц на рынок.
На текущий момент физические лица, импортирующие автомобили, уплачивают утильсбор по льготной ставке: 3400 рублей стал актуальным для авто до трех лет, а 5200 рублей — для более старых машин. Исключение составляют автомобили с мощными моторами выше трех литров, для которых льготы уже не действуют. Также физлицам запрещено перепродаживать данный автотранспорт в течение года.
По сообщению ОАР, благодаря льготным условиям наблюдается рост «серого» импорта иномарок в России. В целом, если в 2024 году доля физических лиц в структуре импорта составляла 1-50%, то в нынешнем 2025 может достичь 50-70%. Это создает риски с гарантией, качеством обслуживания и запасными частями, а также влияет на поступления в федеральный бюджет из-за неуплат высоких ставок утилизационного сбора для юридических лиц.